(Тугаринов (?); 1635 - 8.10. 1699), архиеп. Вятский и Великопермский. Отец И. был священником, пострижен в вел. схиму с именем Александр, брат Роман не принадлежал к духовному сословию. При Вятском архиерейском доме служили племянники И. Никита и Вукол Тугариновы. Последний в 1702 г. сообщил, что его отец и дед были церковниками Макариева калязинского во имя Св. Троицы муж. мон-ря. Возможно, что фамилию Тугаринов носил также И. Встречающееся в лит-ре утверждение, что И. происходил из рода Барановых, ошибочно.
В 1653 г. И. принял постриг в Макариевом калязинском мон-ре. Во время эпидемии в 1654 г. в обители находились патриарх Никон, царица Мария Ильинична с царевичем Алексеем Алексеевичем и царевнами. По окончании эпидемии, когда царская семья покидала мон-рь, И. наряду с др. монахами получил милостыню от патриарха. Ок. 1665 г. И. стал келарем. Связь И. с калязинским монастырем практически не прерывалась до конца жизни архиерея. Будучи Вятским епископом, он послал в обитель по меньшей мере 5 грамот. В первой, написанной в 1674 г., по-видимому вскоре после архиерейской хиротонии, И. писал «об отправлении в колязине монастыре по отце его схимнике Александре литургии и панихиды». В 1680 г. владыка просил «о поминовении священноинока Александра и раба Божия Романа». В 1675 г. в Макариев мон-рь пришла грамота о присылке «сундучка и рухляди Его Преосвященства до времени». В 1680 г. И. благодарил калязинских монахов «за присылку свежей рыбы», а др. грамотой - «за присылку подмастерья Аверкия Мокеева». А. В. Маркелов предположил, что И. надеялся вернуться в калязинский мон-рь на покой (Маркелов. 2007. С. 77, 78).
В 1668 г. И. был назначен архимандритом тихвинского Большого в честь Успения Пресв. Богородицы мужского монастыря, игравшего важную роль в системе управления Новгородской епархией. Посредством властей монастыря Новгородские митрополиты направляли указы в небольшие обители, расположенные вокруг Тихвина, а также черному духовенству тихвинского посада и его сельской округи. Слуги тихвинского монастыря использовались при исполнении митрополичьих указов (см., напр., грамоты на имя И.: АИ. Т. 4. № 203. С. 435-436; № 205. С. 437-438). О деятельности И. в тихвинском мон-ре известно немного. В 1669 г. здесь было начато крупное строительство. Отправленный в обитель из Новгорода посадский человек И. Шпилькин должен был «построить в тихвине монастыре башни и иное каменное строение». В связи с этим 6 монастырских людей были посланы «для покупки железа за свейский (шведский.- Авт.) рубеж» (Завойская. 2007. С. 73). В том же году по указу царя Алексея Михайловича в Тихвин из Калязина был затребован каменщик Ларька Барьцин, иконописец Иродион Сергиев расписал царские врата, сень и столпцы в приделе во имя святых Илии и Иоанна Богослова Успенского собора мон-ря (Колесникова Л. А. К вопросу об организации иконописного промысла на тихвинском посаде XVII в. // Уваровские чт.-3: Рус. правосл. мон-рь как явление культуры. Муром, 2001. С. 87). И. пытался вернуть в монастырскую казну деньги, одолженные новгородским посадским людям при его предшественниках. Статус тихвинского мон-ря предполагал частые поездки настоятеля в Москву. В нач. дек. 1673 г. И. писал патриарху Иоакиму (Савёлову), что не может ехать «с образы и с праздничною святынею к Москве» из-за болезни (Завойская. 2007. С. 74).
В апр. 1674 г. в Тихвин приехал кашинский воевода П. Арцыбашев для «сыска и сбора» взятых в солдаты в 1658-1659 гг. людей, к-рые, оставив службу, разбежались по домам. Следствие о дезертирах было жестоким. Посадские жители, принадлежавшие тихвинскому мон-рю, обратились с жалобой на действия воеводы к И., к-рый приехал на посад в сопровождении вооруженных монастырских слуг. Архимандрит собрал посадских людей и велел бить в набат. Спор между монастырскими людьми и воеводой вылился в драку. Обороняясь, Арцыбашев убил одного из нападавших и ранил девочку, а с наступлением темноты покинул город. Следователи, разбиравшие данное дело, встали на сторону И. и тихвинцев. Арцыбашев за убитого им посадского человека отдал в тихвинский мон-рь своего крестьянина.
23 авг. 1674 г. И. был хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, став 2-м архиереем на этой кафедре, учрежденной в окт. 1657 г. (см. Вятская и Слободская епархия). В лит-ре высказывались разные мнения о причинах этого назначения. П. В. Седов считает, что поставление И. связано с его близостью к Милославским, родственникам царицы Марии Ильиничны, к-рые были вкладчиками Успенского тихвинского мон-ря. Н. Е. Завойская отметила, что покровителем И. был кн. И. А. Хованский. Чин поставления И. содержал новшество, благословить к-рое мог лишь патриарх Иоаким: епископ обещал не вступать в общение «с латины, и с люторы, и с калвины, и со иными еретикы, аще случитися кому таковых прийти в царствующий град Москву», а также не оставить в своей епархии ни одного инославного (Седов. 2006. С. 137-138).
В Хлынов (центр Вятской и Великопермской епархии; ныне г. Киров) новопоставленный владыка прибыл 17 янв. 1675 г. (Времянник, еже нарицается Летописец российских князей, како начася в Российской земли княжение и грады утвердишася: Вкратце написано / Изд.: А. С. Верещагин // Тр. Вятской УАК, 1905. Вятка, 1905. Вып. 2. Отд. 2. С. 57). К 1674 г. в Хлынове не было архиерейского подворья, местом пребывания епископа был Трифонов Вятский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Первый Вятский еп. Александр до Большого Московского Собора 1666-1667 гг. выступал противником богослужебной реформы, происходившие в Церкви события вынуждали его подолгу находиться в Москве. Из-за удаленности епархии от центра и частого отсутствия архиерея вятское духовенство и паства привыкли к независимости в церковных делах и сопротивлялись архиерейской власти. И. радикально изменил ситуацию в епархии, вернув церковные земли, утраченные при его предшественнике. Уже в 1676 г. архиерейский дом получил на оброк сенокосы и рыбные ловли на р. Вятке. Вятские посадские люди попытались оспорить это решение в суде, но успеха не добились. Затем И. занялся возвращением живших на церковных землях крестьян, к-рые после учреждения епископии переписались в черносошные. И. неоднократно подавал челобитные с требованием вернуть крестьян в епископские владения. 5 марта 1680 г. дело окончательно решилось в пользу епархии. И. увеличил подати с крестьян, живших на церковных землях, несмотря на их челобитные царю.
При И. архиепископская кафедра расширяла свои владения. Механизм приобретения новых земель был различным: передача выморочных и пустующих земель по решению местных властей, дарственные, покупки, невыплаченный заклад. Так, 12 мая 1680 г. И. получил данную грамоту на каменную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери с земельным участком для организации здесь подворья, хотя на эти земли претендовал также Симон, архиеп. Смоленский и Дорогобужский. Дела по спорным земельным вопросам вели стряпчие архиепископского дома, к-рые широко пользовались тем, что частновладельческие, гос. и церковные земли в данном регионе были размежеваны нечетко или вообще не разграничены. В результате судебных решений черные земли переходили в разряд церковных. Как правило, крестьянам приходилось давать на себя кабальные записи или уходить с обжитых мест, оставляя расчищенные поля и дома.
По проекту неосуществленной епархиальной реформы 1681 г. царя Феодора Алексеевича предполагалось создать на Вятке митрополичью кафедру и подчинить Вятскому архиерею 2 новых епархии: в Соли Камской (Соликамске; для обеспечения кафедры предлагались Преображенский и Вознесенский мон-ри) и на Кунгуре (для ее обеспечения предлагались Тахтаровская и Воздвиженская пустыни). Церковный Собор отверг это предложение, решив: «в Вятской епархии быть епископу в Перми» (СГГД. Т. 4. № 128. С. 393). При этом в соборном постановлении было записано: «Вятскую епископию учинить архиепископиею» (АИ. Т. 5. № 75. С. 111), 12 марта 1682 г. царский указ об этом был внесен в разрядную книгу. 5 февр. 1682 г. в Москве И. участвовал в поставлении Тверского и Кашинского архиеп. Сергия, 21 февр.- в торжествах в связи со свадьбой царя Феодора Алексеевича и Марфы Матвеевны Апраксиной.
На Вятке, как и в Тихвине, И. конфликтовал со светскими властями. В мае 1681 г. он подал челобитную на вятских воевод, к-рые в нарушение постановлений Собора 1666-1667 гг. стали «вступатца в ево епископле дела» и брать «к себе в приказную избу освещенный чин». Царская грамота 27 июня 1681 г. подтвердила неподсудность людей Вятского епископа воеводе. При смене воевод конфликты повторялись. 27 мая 1686 г. в государевой грамоте вятскому воеводе А. А. Собакину вновь было дано указание: «И ты б Вятского архиепископа с певчих и с служебников дому его, которые живут на посаде дворами своими, и дворы их в переписных книгах написаны,- пятьдесят дворов, рублевых стрелецких денег с них в нашу великих государей казну имать не велел и из окладу выложил» (АИ. Т. 5. № 141. С. 242-243). Освобождение архиепископских людей от общих налогов было победой архиепископа над властью воеводы и над посадом.
Конфликты между церковной и светской властью на Вятке возобновились в 1687-1688 гг., когда воеводой был думный дворянин А. И. Леонтьев. Он привлекал к суду людей Вятского владыки, не ходил в собор даже «на государские празники и на... государские ангелы», отговариваясь «немощию своею». Действия воеводы нашли поддержку у посадских людей, подавших челобитную с просьбой «оберегать» их «от домовых ево архиепископских людей и от крестьян». На совместном заседании царей Иоанна V и Петра I и Боярской думы в дек. 1688 г. этот конфликт был решен в пользу Церкви, судебные права воеводы и посадских людей были урезаны в пользу архиепископа. Царский указ 25 сент. 1689 г. предписывал разослать такие же грамоты в др. города «ево братье иным архиереом» (РГАДА. Ф. 159. Оп. 3. № 1448. Л. 12-14; № 1532. Л. 13-28 и сл.; Седов. 2006. С. 450). В кон. 90-х гг. XVII в. позиция царя в отношении расширения владений Вятского архиерейского дома изменилась. В грамоте из Москвы вятскому воеводе кн. А. Н. Урусову от 12 апр. 1697 г. содержалось требование конфисковать у домовых людей архиепископа, подьячих и церковного причта перешедшие в их владения тяглые земли (АИ. Т. 5. № 264. С. 482-483). 30 нояб. 1698 г. в «памяти» вятским посадским людям о сборе налогов указано собирать с архиепископских домовых людей и причта полный оклад, деньги эти собирались церковными властями отдельно от земских (Там же. № 282. С. 511-514).
Возраставшие доходы епархии И. тратил на ее обустройство. Архиерей пригласил в Хлынов мастеров каменных дел из Москвы. В 1676 г. они заложили в кремле фундамент Троицкого собора с Никольским приделом. В 1679 г., когда сгорела деревянная соборная ц. Николы Великорецкого, у незаконченного еще каменного храма пришлось достроить и освятить сев. придел в честь свт. Николая Чудотворца; основной храм был освящен в 1683 г. В мае следующего года оставшаяся в Хлынове часть той же артели при участии монахов Трифонова монастыря, монастырских крестьян и посадских людей заложила фундамент Успенской ц. и закончила ее постройку в 1689 г. При устройстве фундамента церкви были обретены мощи прп. Трифона Вятского. Для нужд строительства при архиерейском доме в 1677 г. был устроен кирпичный завод, позднее такой же завод появился при Трифоновом мон-ре. В Хлынове работал также колокололитейный завод. Появление местных мастеров каменных дел позволило вести каменное строительство в епархии в массовом порядке. В Хлынове были построены каменный архиерейский дом с домовой церковью, Спасская ц., что на Торгу (1693) и Воскресенский собор (1695), в Трифоновом мон-ре - Успенский собор (1689) и Никольская надвратная ц. (1692-1695), Преображенский храм в Преображенском женском монастыре (1695), Царево-Константиновская ц. на посаде (1699), Богоявленская ц. в кремле (1698). Всего за время служения на Вятке И. благословил строительство не менее 22 храмов (не считая монастырей и часовен).
С именем И. связано установление и возобновление почитания на Вятке чудотворных икон, устройство мон-рей. И. подтвердил местное празднование и крестный ход вокруг Хлынова в честь чудотворного списка Нерукотворного образа Спасителя (Хлыновский образ). С И. связывают создание новой редакции Сказания об иконе. В 1693 г. архиерей основал в Орлове монастырь в честь Нерукотворного образа Спасителя, в обители находился явленный на Вятке образ. В 5-ю Неделю по Пасхе и 16 авг. из мон-ря совершался крестный ход с чудотворной иконой в часовню на месте явления образа. И. принял деятельное участие в восстановлении Троице-Стефановской пуст. в с. Ульянове (ныне в Республике Коми), где благословил построить храм в честь Нерукотворного образа Спасителя. (Мон-рь, по преданию, был основан свт. Стефаном Пермским (это место считается последним рубежом, который посетил святитель с проповедью христианства); со временем обитель упразднили, восстанавливать мон-рь начал мон. Филарет (Тюрнин) с сыновьями; после пожара, уничтожившего храмы обители, о. Гурий получил грамоту И. на строительство.) Из Тихвинского мон-ря И. привез на Вятку список с Тихвинской иконы Божией Матери. Икона была помещена в хлыновском Свято-Троицком кафедральном соборе и вскоре стала особо почитаемой. В описи, составленной музейными работниками при закрытии собора в сер. 30-х гг. XX в., указано: «...по преданию, писана архиеп. Ионою» (Маркелов А. В. Вятская епархия в 1657-1796 гг. // Очерки истории Вятской епархии (1657-2007): 350 лет Вятской епархии. Вятка, 2007. С. 75). В 1676 г. И. благословил создание Верхокуринского мон-ря во имя арх. Михаила, в котором хранился образ арх. Михаила на камне, обретенный близ с. Курина. 24 мая 1686 г. дал благословенную грамоту на строительство Обвинского Верх-Язвинского мон-ря в честь Успения Божией Матери (Соликамский у.), где хранилась чудотворная икона Успения Пресв. Богородицы. В 1675 г. И. основал Шерьинскую Богородичную пуст. В период пребывания И. на Вятской кафедре была создана пространная редакция «Сказания о иконе Николая Чудотворца Великорецкого».
И. был погребен в Свято-Троицком соборе в Хлынове.